Новости  Акты  Бланки  Договор  Документы  Правила сайта  Контакты
 Топ 10 сегодня Топ 10 сегодня 
  
24.11.2015

Задачи и функции цб рф

Цели, задачи и функции Банка России в сфере регулирования платежных систем и расчетов - Методический журнал «Расчеты и операционная работа в коммерческом банке» В последнее десятилетие произошли существенные перемены в оценке значимости задачи и функции цб рф системы для поддержания стабильности функционирования национальной финансовой системы и экономики в целом. В результате функции центральных банков в сфере платежной системы стали одними из приоритетных как на национальном, так и на международном уровнях, что подтверждает работа Банка международных расчетов. Функции Банка России обусловлены необходимостью обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы, что является одной из трех целей деятельности Банка России, закрепленных статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации Банке России ». Основными функциями Банка России в сфере платежной системы в настоящее время являются функция регулятора и функция оператора собственной платежной системы. Настоящая статья посвящена рассмотрению действующей модели регулирования платежных систем и расчетов, подходов к ее совершенствованию, а также отдельных аспектов регулирования платежной системы Банка России и частных платежных систем. Общие подходы к регулированию платежных систем и расчетов Определение подходов к совершенствованию регулирования платежных систем и расчетов зависит от ряда предпосылок, к которым можно отнести: — необходимость интеграции национальной платежной системы с платежными системами развитых зарубежных стран и системой «ТАРГЕТ» с учетом планируемой конвертируемости рубля 2007 г. При определении подходов к регулированию должны учитываться: — действующая структура законодательства, в первую очередь положения Гражданского кодекса РФ главы 45, 46Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации Банке России » и Федерального закона «О банках и банковской деятельности»; — тенденции развития платежной системы Банка России и частных платежных систем; — принципы, которые изложены в документах Банка международных расчетов, Европейского центрального банка и задачи и функции цб рф международных организаций; — Стратегия развития банковского сектора РФ, Основные направления денежно-кредитной политики и другие документы программного характера. Текущее состояние нормативного регулирования характеризуется следующими особенностями: — регулированием форм расчетов Положение Банка России от 03. Нормы, касающиеся электронных технологий, содержатся в других нормативных актах Банка России Положение Банка России от 12. В остальных случаях роль банков сводится к перенаправлению переоформлению расчетных документов клиентов; — отсутствием в нормативных актах Банка России упоминания о платежных системах Банка России и частных платежных системахих участниках, критериях доступа, правилах платежных систем их статусе, а также особенностях осуществления расчетов через платежные системы. Изменения действующей модели нормативного регулирования будут направлены на: — унификацию подхода к средствам оформления расчетных операций путем введения понятия «инструмент безналичных расчетов», под которым задачи и функции цб рф пониматься документ на бумажном носителе, документ в электронной форме, платежная карта иные электронные средства платежа. Такой подход соответствует международным принципам, выделяющим в качестве одного из элементов платежной системы инструменты, посредством которых осуществляется перевод денежных средств; — четкое разделение инструментов, используемых клиентами, инструментов, используемых банками; — определение процедур, общих для всех инструментов, таких, как составление, передача, удостоверение прав, прием к исполнению, контроль, акцепт авторизацияисполнение, которые в международном понимании образуют клиринг. Кроме того, должны быть описаны специальные процедуры, используемые при межбанковских расчетах неттинг, оптимизация ; — при переводе денежных средств решение вопросов о моменте возникновения прекращения обязательств каждого банка по переводу, установление правил в отношении ошибок при переводе, момента наступления безотзывности и сроков завершения перевода; — определение требований к организации платежной системы возможные участники платежной системы их типы, критерии допуска, способы и порядок идентификации участников, функции оператора платежной системыправилам платежной системы с акцентом на механизмах управления рисками и мерам по надзору задачи и функции цб рф соблюдением частными платежными системами установленных требований. Основными целями активизации регулятивной функции Банка России, как минимум, должны быть: 1 устранение правовых препятствий для развития рынка платежных услуг и внедрения инноваций; 2 поощрение конкурентных рыночных условий; 3 развитие и внедрение эффективных стандартов, в том числе отраслевых, разработанных самими участниками рынка, а также необходимой инфраструктуры. Совершенствование нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетов через Банк России Учитывая, что платежная система Банка России является в настоящее время единственной из системно-значимых платежных систем России, актуальной является задача совершенствования функции Банка России как оператора собственной платежной системы. Стратегией развития банковского сектора РФ, утвержденной Правительством Российской Федерации и Банком России, определено, что совершенствованию платежной системы России будет способствовать построение Банком России системы валовых расчетов в режиме реального времени для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг, другими пользователями. Это позволит существенно повысить роль национальной платежной системы в обеспечении эффективной работы финансовых рынков и осуществить в дальнейшем ее интеграцию в международные платежные системы. Для повышения эффективности функционирования платежной системы Банка России потребуются изменения подхода к разработке нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетов через Банк России. К основным принципам нового подхода можно отнести: — целостное описание платежной системы Банка России с точки зрения используемых инструментов, процедур и применяемых правил; — разграничение участников платежной системы Банка России в зависимости от требований законодательства к операциям, осуществляемых по счетам участников кредитные организации, органы Федерального казначействасодержания предоставляемых им услуг прямые и косвенные участники и способа доступа к ним непосредственный или опосредованный через РКЦ ; — определение перспектив развития платежной системы Банка России с учетом необходимости сближения функциональных характеристик региональных расчетных систем и унификации их регламентов с переходом к единому регламенту по московскому времени; — укрупнение региональных компонент и снижение их количества в целом по стране. Реализация данных принципов позволит обеспечить унифицированные процедуры и правила осуществления безналичных расчетов через Банк России независимо от структуры расчетной сети Банка России и особенностей применяемых в региональных компонентах программно-технических комплексов. Другим важным направлением совершенствования регулирования платежной системы Банка России является устранение ряда ограничений задачи и функции цб рф недостатков в правилах осуществления безналичных расчетов через Банк России. Так, уже давно возникла необходимость описания возможных способов расчетов на валовой основе и на нетто-основепоследовательности исполнения расчетных документов при наличии очереди расчетных документов задачи и функции цб рф течение дня и в конце задачи и функции цб рф, обеспечения функциональной независимости расчетной системы от системы бухгалтерского учета, а также изменения роли почтовых и телеграфных технологий резервные по отношению к электронным. При совершенствовании правил использования расчетных документов в электронной форме дополнительно потребуется: 1 исключить применение электронных платежных документов сокращенного формата; 2 устранить различия в осуществлении внутрирегиональных и межрегиональных расчетов и соответственно отойти от связанных с этим понятий; 3 отменить ограничения по формам расчетов; 4 автоматизировать функции ведения очередей неисполненных расчетных документов в действующих нормативных актах пока используется бухгалтерское понятие «картотека» ; 5 разработать механизмы исполнения расчетных документов в электронной форме, поступающих от прямых участников — кредитных организаций, в отношении которых вводятся ограничения по основаниям, предусмотренным законодательством ликвидационные процедуры, арест денежных средств на счете и т. Регулирование частных платежных систем и надзор за ними Исходя из статьи 3 Федерального закона «О Задачи и функции цб рф банке Российской Федерации Банке России », Банк России должен обеспечивать эффективное и бесперебойное функционирование собственной платежной системы и частных платежных систем, в том числе тех, в которых осуществляется проведение массовых платежей. Стратегией развития задачи и функции цб рф системы утверждена Советом директоров Банка России, протокол от 01. В этой связи Банк России определит: политику в отношении рынка розничных массовых платежей; подходы к организации надзора за частными платежными системами. Отправной точкой в направлении развития рынка розничных массовых платежей в части нормативного регулирования явилось принятие Положения Банка России от 01. Происходящие изменения в части контроля за поступлениями средств в бюджет, утвержденные совместными документами Минфина, Министерства по налогам и сборам Российской Федерации изданными в 2003 году для этих целей нормативными актами Банка России, требуют специального порядка расчетов по таким платежам. Развитие современных технологий расширяет предложение банковских сервисов, используемых физическими и юридическими лицами, не обладающими задачи и функции цб рф в высокой скорости перевода средств, или осуществляющими платежи на малые суммы, а также повышает востребованность единой инфраструктуры для обслуживания платежей клиентов нескольких частных платежных систем. Направления политики Банка России в сфере розничных массовых платежей будут определяться с учетом результатов проведения соответствующей информационно-аналитической работы, целью которой является оценка актуального состояния рынка розничных массовых платежей и целей его участников. При оценке рынка как активно развивающегося без угрозы возникновения задачи и функции цб рф рисков Банк России сможет ограничиться выполнением надзорных функций, сохраняя общие регулятивные полномочия с возможным снижением уровня регулирования и не предоставляя услуг в качестве оператора. При оценке рынка как развивающегося, но испытывающего проблемы в части организации взаимодействия между различными частными платежными системами в целях придания рынку нового импульса развития сможет потребоваться усиление операционных функций Банка России посредством предоставления клиринговых или расчетных услуг в тех случаях и в задачи и функции цб рф регионах России, в которых участники рынка не могут по каким-либо причинам достичь соглашения между собой. При оценке рынка как активно развивающегося, но несущего угрозы задачи и функции цб рф системных рисков потребуются усиление надзорной функции Банка России и корректировка его политики в сторону большей операционной вовлеченности с задачи и функции цб рф минимизации рисков. Кроме того, вероятна мобилизация регулятивной функции для выдвижения адекватных требований к существующим правилам задачи и функции цб рф систем, клиринговым и расчетным схемам в направлении ограничения рисков и эффективного управления ими. При задачи и функции цб рф рынка как недостаточно конкурентного возможны изменения тарифной политики Банка России в отношении несрочных массовых платежей для обеспечения рентабельного развития частных платежных систем. Следует отметить, что в последнее десятилетие наряду с традиционными функциями центрального банка как государственного регулирующего органа и оператора собственной платежной системы на центральный банк в международной практике все чаще возлагаются функции органа надзора за платежными системами. В силу новизны данной тематики хотелось бы обратить внимание на отличия надзора за платежными системами и традиционного пруденциального банковского надзора за кредитными организациями. Главная отличительная особенность надзора за платежными системами состоит в том, что данный вид надзора предполагает деятельность центрального банка в отношении платежной системы в целом, то есть целью надзора являются не финансовая устойчивость индивидуальные риски отдельных кредитных организаций-участников, а устойчивость и совокупные риски всех участников, в первую очередь системный риск, получивший наименование «эффекта домино». Кроме того, важное значение имеют операционные риски, включая умышленные или неумышленные ошибки персонала, операционные сбои в оборудовании и отказы каналов связи. Для Банка России надзор за задачи и функции цб рф системами является одним из инструментов, наряду с нормативным регулированием, позволяющим обеспечивать цель деятельности Банка России, закрепленную в статье 3 Федерального закона «О Центральном банке РФ Банке России »: обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования национальной платежной системы, включая ее сегменты платежная система Банка России и частные платежные системы. Основной задачей, стоящей перед Банком России в задачи и функции цб рф надзора за платежными системами в 2004 году, указанной в «Основных направлениях единой государственной политики на 2004 год», является наблюдение за процессами, происходящими в платежных системах. В настоящее время данная задача решается на основании отчетности, получаемой от кредитных организаций. Руководствуясь международной практикой и рекомендациями международных организаций, таких, как Комитет по платежным и расчетным системам центральных банков стран «Группы десяти», Международный валютный фонд, Всемирный банк, в целях обеспечения надлежащего функционирования платежной системы Банк России планирует постепенное расширение перечня используемых инструментов надзора за платежными системами за счет нормативного регулирования отношений между операторами и участниками платежных систем, установления требований к правилам платежных систем и проведения периодических встреч с представителями банковских ассоциаций и отдельных платежных систем в целях выявления имеющихся проблем и потребностей в нормативном регулировании. При установлении требований к правилам платежных систем Банк России будет задачи и функции цб рф к обеспечению интересов как пользователей, так и операторов, при надлежащем уровне финансовой устойчивости и задачи и функции цб рф платежной системы. При этом не должно создаваться препятствий для добросовестной конкуренции между операторами различных платежных систем и внедрения инновационных технологий. Среди платежных систем, в наибольшей степени подверженных системному риску, выделяются системы, в которых осуществляются расчеты на нетто-основе. Методологии управления рисками в данных системах посвящены несколько отчетов Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов. В настоящее время в России такие платежные системы преобладают на организованных финансовых рынках и в сфере розничных платежей, но пока занимают задачи и функции цб рф долю по сравнению с переводами, осуществляемыми через платежную систему Банка России. В этой связи на первоначальном этапе в силу отсутствия системной значимости для финансовой системы РФ платежных систем, осуществляющих расчеты на нетто-основе, Банк России предполагает разработку документов, носящих рекомендательный характер для операторов частных платежных систем. Данные документы в основном будут затрагивать вопросы содержания правил платежных систем в части управления рисками, например: — установление критериев доступа к платежным системам. В международной практике такой доступ, как правило, получают только кредитные организации, соответствующие определенным финансовым требованиям и обладающие соответствующими программно-техническими средствами. Требования могут касаться лимитов уставного капитала или лимитов участия в формировании гарантийных резервных фондов. Гарантийные фонды платежных систем используются при наступлении неплатежеспособности одного из ее участников; — установление двусторонних или многосторонних ограничений кредитовых и дебетовых. Указанные ограничения позволяют участникам контролировать задачи и функции цб рф кредитного риска и на практике зависят от размера взноса участника в гарантийный фонд. Одновременное формирование гарантийного фонда и установление дебетовых ограничений существенно повышают устойчивость платежной системы; — участие других участников платежной системы в схеме покрытия убытков, возникших из-за неплатежеспособности одного или задачи и функции цб рф участников. С проблемой управления рисками связано определение эффективности функционирования платежной системы. Естественно, что кредитные организации, участвующие в платежной системе, заинтересованы в том, чтобы стоимость исполнения платежей была минимальна. Но минимизация стоимости часто увеличивает рискованность исполнения платежей за счет снижения уровня безопасности и отсутствия механизмов управления рисками, требующих существенных финансовых затрат. В связи с этим средствами нормативного регулирования должно достигаться оптимальное сочетание эффективности и надежности платежных услуг. Одним из первых шагов в организации надзора за частными платежными системами может стать организация системы мониторинга, включающего первоначальный сбор информации, ее анализ и принятие мер регулятивного характера. Первоначальный сбор информации должен позволить выявить кредитные организации, выполняющие функции задачи и функции цб рф институтов расчетных центров частных платежных систем, после чего возможна организация справочника, в который были бы включены актуализированные сведения о каждом расчетном центре. На основании информации о деятельности расчетных центров могут быть разработаны критерии классификации частных платежных систем отнесение платежных систем, созданных на базе конкретного расчетного центра, к той или иной группе в соответствии с подходом, изложенном в международных стандартах системно- значимые платежные системы, значимые платежные системы, незначимые платежные системы. Указанная классификация требует нормативного закрепления с установлением процедур оценки на соответствие правил функционирования системы ключевым принципам, а также оценки адекватности мер, направленных на снижение вероятности возникновения задачи и функции цб рф иных рисков. © ООО «Регламент-Медиа», 2005-2013 РЕГЛАМЕНТ ® является зарегистрированным товарным знаком ООО «Регламент» Условия использования информации с сайта. По вопросам подписки, размещения рекламы, информационного взаимодействия, звоните по телефону +7 495 259-7898.

  Комментарии к новости 
 Главная новость дня Главная новость дня 
Неисполнение приказа военнослужащим
Острова охотского моря список
Поздравление куму с рождением сына
Сочинение я родитель
Инструкция по установку windows 7
Поздравления с днем рождения сыну на год
Торт в виде робокар поли
Конспект урока наречие
Расписание 67 маршрутки южный одесса
 
 Эксклюзив Эксклюзив 
Стих я мама это много или мало
Стихи о материнском сердце
Смешные стихи про строителей
Признаки тоталитарной секты
С днём рождения роза стихи
Ткп каменные и армокаменные конструкции
Расписание поездов тюмень саратов