Новости  Акты  Бланки  Договор  Документы  Правила сайта  Контакты
 Топ 10 сегодня Топ 10 сегодня 
  
23.10.2015

Проблема героизма и подвига в белорусской литературе

Проблема героизма и подвига в белорусской литературе и при участии канд. Пояснительная записка Школьная программа по литературе соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов. Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Чтение и проблема героизма и подвига в белорусской литературе литературное образование» авторы Бунеева и составляет вместе с ней описание непрерывного курса «Чтение и литература» 1—11-й классы. В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника — будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности. Отсюда цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в проблема героизма и подвига в белорусской литературе как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и проблема героизма и подвига в белорусской литературе. Компетентность читателя предполагает: — способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры; — готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст; — овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей; — освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся. В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности. Цель литературного образования определяет его задачи: 1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную интеллектуальную потребность читать. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора. Развивать функциональную грамотность способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру. В программе для 5—8-го классов выделяются произведения «для текстуального изучения» и проблема героизма и подвига в белорусской литературе обзорного изучения». При рекомендации подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения «для текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах содержательном, литературоведческом, культурологическом и др. Произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции. Такое разделение текстов иногда нарушает логику построения темы, раздела в учебных книгах. Учителю необходимо ориентироваться на последовательность текстов в учебных книгах. В случае предложения ряда равноценных по сложности и объему произведений «для обзорного изучения» учитель вправе выбрать текст в соответствии с возможностями интересами учащихся, собственными читательскими предпочтениями. Если произведение не входит в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ», учитель также имеет право самостоятельно определять характер работы с текстом текстуальное изучение или обзорное. Недопустимо при этом все тексты, не входящие в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ», рассматривать только в обзоре. Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего внеклассного чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объем произведений, не входящих в обязательный минимум и обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся. Вместе с тем учитель вправе выделить часы на проведение уроков внеклассного чтения из расчета один урок после изучения произведений определенного раздела. Структура и содержание программы Программа составлена в соответствии со структурой средней школы: 1—4-й классы, 5—9-й классы, 10—11-й классы. Содержание программы на основной и старшей ступенях образования определяется кругом интересов учащихся, общеэстетической ценностью художественного произведения, образовательными стандартами по литературе. Ориентация разделов программы для 5—8-го кл. В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии: — соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования; — эмоциональная ценность произведения; — опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития. Также при отборе текстов учитывался один из следующих критериев: — национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению; — способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся; — психологические интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы. Выделяются следующие этапы литературного образования школьников: 5—6-й классы — постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной проблема героизма и подвига в белорусской литературе средней школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую, историческую литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели: 1 формирование личностного отношения к прочитанному; 2 осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы. Меняется круг чтения: в центре программы — произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе. Основные учебные цели: 1 развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения; 2 осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства. Предусмотрены элективные курсы спецкурсы, курсы по выбору учащихсячто позволяет на практике реализовать идею предпрофильного обучения. Основные учебные цели: 1 формирование эмоционально-ценностного опыта освоения художественной литературы; 2 осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы. Основные проблема героизма и подвига в белорусской литературе цели: 1 постижение художественного мира писателя, нравственной и эстетической ценности его произведений; 2 включение художественного текста в историко-литературный процесс. В программе и реализующих ее учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубежных писателей, что проблема героизма и подвига в белорусской литературе возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса. Кроме того, адекватного отражения в содержании литературного образования требуют происходящие сегодня в обществе существенные изменения. Снятие идеологических оценочных клише, представление различных, иногда противоборствующих позиций — такой подход к проблема героизма и подвига в белорусской литературе содержания программы способствует формированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, умеющего понять иную точку зрения, готового к адаптации в современной, постоянно меняющейся действительности. Все это позволяет сделать изучение литературы мотивированным, а обучение проблемным. С этой же целью в учебники 5—8-го кл. Названия учебников отражают содержательную доминанту, ориентированную на познавательные, личностные интересы школьников определенного возраста: 5-й класс — «Шаг за горизонт»; 6-й класс — «Год после детства»; 7-й класс — «Путь к станции «Я»; 8-й класс — «Дом без стен»; 9-й класс — «История твоей литературы». Как основа структурирования курса традиционно выделяются базовые теоретико-литературные понятия: Класс Базовые понятия Структурообразующий принцип проблема героизма и подвига в белорусской литературе жанр жанрово-тематический 6 роды и жанры тематический, жанрово-родовой 7 характер — герой жанрово-родовой, тематический 8 литературный герой — образ — литературный процесс проблемно-тематический 9 эпоха — писатель — произведение — читатель хронологический 10—11 базовой уровень проблема — художественное произведение — читатель проблемно-тематический 10—11 гуманитарный профиль процесс — автор — произведение — художественный мир писателя — литературный процесс хронологический историко-литературный Теоретико-литературные понятия включены в аннотации к темам на этапе первоначального знакомства с ними. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Обращаем внимание педагогов: теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения, что не предполагает их системного изучения. Работа по теории литературы положена в основу «Тетрадей по литературе». Основные сведения вводятся до начала изучения проблема героизма и подвига в белорусской литературе курса 9—11-й классы. В программе выделяется раздел «Развитие речи учащихся», обозначено основное содержание работы по развитию речи в каждом классе. Линия речевого развития учащихся одновременно реализуется во всей Образовательной системе «Школа 2100» курсы русского языка, литературы, риторики. Задача развития речи в курсе русского языка — овладение всеми видами речевой деятельности с опорой на изучаемый языковой материал; в курсе риторики — обучение эффективному и результативному общению и освоение речевых жанров; в курсе литературы — обучение восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и проблема героизма и подвига в белорусской литературе собственного проблема героизма и подвига в белорусской литературе устной и письменной форме. В программе каждого класса в разделе «Развитие речи» виды работ указаны по четырем линиям: 1 переложение авторского текста; 2 читательская интерпретация художественного текста в устной и письменной форме ; 3 устные развернутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему; 4 письменные творческие работы в разных жанрах. В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений: — видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения; — определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения; — воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности; — воспринимать и характеризовать произведение как художест- венное проблема героизма и подвига в белорусской литературе, с учетом его специфики; — давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия; — использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; — понимать связь изученного произведения со временем его написания 5—8-й кл. Предлагаемая программа может быть использована как в общеобразовательных школах, так и в профильных школах, школах с углубленным изучением литературы. Программа позволяет реализовать идею профильного обучения: для старшей школы предложены курсы общеобразовательного для непрофильных классов — 2 ч в неделю и углубленного уровня для гуманитарного профиля — 3—5 ч в неделю. Новый учебник и его герои. Литература как вид искусства. От чего захватывает дух Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя. Стихотворение из цикла «Капитаны» 1 ч. Жизнь по законам чести 10 ч. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и ее героев бессмертными. Верн «Дети капитана Гранта» главы. Самоотверженность и мужество героев Дюма «Три мушкетера» главы. Законы чести, по которым живут герои Дюма. Долинина «Честь и достоинство». Понятие о приключенческой литературе. Эссе как жанр литературы. Понятие о литературном герое. Шифры и клады 9 ч. Стивенсон «Остров сокровищ» главы. Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе. По «Золотой жук» в сокращении. Динамика развития событий в приключенческой повести. Отличительные особенности произведений приключенческой литературы. Экстремальные ситуации 6 ч. Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы. Лондон «Любовь к жизни» в сокращении. Человек в единоборстве с судьбой. Ответственность человека за свои поступки. Как мы становимся взрослыми 10 ч. Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Большие события и маленькие герои в литературе. Катаев «Белеет парус одинокий» главы. Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни. Мотив свободы в стихотворении Лермонтова и повестях Твен «Приключения Гекльберри Финна» главы. Автор и его герои. Правда истории и вымысел 6 ч. Историческая правда и авторский вымысел в литературе. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и ее интерпретация в художественном произведении. Переложение исторического факта в художественном повествовании. Каверин «Два капитана» главы. Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе. Роль вымысла в мире художественной литературы. Легенда как фольклорный и литературный жанр. Вымысел и авторский замысел. Романтика неизведанного 3 ч. Мечта о прекрасном и неведомом. Мечта и приключения в литературе. Стихи о прекрасном и неведомом: Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной. Маяковский «А вы могли бы? Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне. Берестов «Почему-то в детстве. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи. Что можно увидеть с закрытыми глазами Фантастическая литература и ее читатель. Мир, «затерянный» в нас 2 ч. Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе. Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики. Научная и «ненаучная» фантастика 8 ч. Фантастика как средство выражения авторского замысла. Фантастические миры в литературе. Нравственные проблемы в фантастической литературе. Роль фантастики в мире художественной литературы. Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Реальное и фантастическое в художественном произведении. Беляев «Голова профессора Доуэля» главы. Ответственность ученых перед человечеством. Реалистическая фантастика как способ художественного изображения. Бредбери «И грянул гром» в сокращении. Последствия поступков человека для будущего. Отличительные особенности фантастической литературы. Роль художественной детали в тексте. Сказка и фантастика 7 ч. Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке. Пушкин «Руслан и Людмила». Мир чудес в поэме. Отличие от волшебной сказки. Поэма как литературный жанр. В лабиринте событий 4 ч Детективная литература и ее читатель. По «Убийство на улице Морг» в сокращении как классический детективный рассказ. Герой и второй герой в детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе. Я и другие 14 ч Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Короленко «В дурном обществе» в сокращении. Уроки добра и справедливости в повести. Средства создания характеров героев. Роль пейзажа в проблема героизма и подвига в белорусской литературе произведении. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» главы. Пантелеев «Республика Проблема героизма и подвига в белорусской литературе главы. Проблема становления характера в повестях. Распутин «Мама куда-то ушла». Стихи о детях: Самойлов «Из детства», Средства создания характера героя портрет, речевая характеристика, авторская оценка и пр. Мы не можем без них или они без нас? Герои — животные, их место в художественной литературе. Гуманистический пафос произведений о животных. Нравственные уроки литературы о «братьях наших меньших». Куприн «Ю-ю» в сокращении. Даррелл «Гончие Бафута» отрывок. Чапек «С точки зрения кошки». Стихи о животных: Есенин «Песнь о собаке», Заболоцкий «Лицо коня», Инбер «Сеттер Джек», Проблема героизма и подвига в белорусской литературе «Памяти моего пса». Читательская интерпретация художественного произведения. Стихотворная интонация, понятие о стихотворном размере. Мир твоих читательских интересов. Сочинение—размышление о книге, литературном герое. Чтение изучение произведений — 94 ч. Развитие речи — 8 ч. Литература художественная проблема героизма и подвига в белорусской литературе нехудожественная. Роль художественной литературы в жизни человека. Пролетая над снами… 18 ч. Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях. Баллады «Светлана», «Лесной царь». Эпическое начало в балладе. Мистика как отражение внутреннего мира автора. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести. Метерлинк «Синяя птица» в сокращении. Истинное и ложное в жизни человека. Пушкин «Утопленник», «Песни западных славян» «Вурдалак», «Конь». Истоки мистического в литературе. Мериме «Венера Илльская» в сокращении. Ги де Мопассан «Орля» в сокращении. Философский смысл новеллы и повести. Сон как художественный прием. Перевод и переработка художественного произведения. Эпическое повествование в стихах и прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его проблема героизма и подвига в белорусской литературе нагрузка. Сказки для взрослых 12 ч. «Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках проблема героизма и подвига в белорусской литературе взрослых. Сказка для детей и взрослых и ее «недетские проблема героизма и подвига в белорусской литературе. Построение сказки «рассказ в рассказе». Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Сказка о самоотверженности, любви и страдании. Назначение человека и его ответственность перед будущим. Размышления о разрушительной силе любви. Ритм и звукопись в стихотворении. Размышления о человеческой красоте. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе». Следы во времени 19 ч. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса. Легенды и мифы Древней Греции. Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» отрывки. Мастерство автора Лонгфелло и переводчика Из проблема героизма и подвига в белорусской литературе народного эпоса «Урал-батыр». Из абхазских сказаний о нартах. Из киргизского эпоса «Манас». Из якутского эпоса «Олонхо». Из карело-финского эпоса «Калевала». Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа. Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Приемы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Открывая мир вокруг 26 ч. Многообразие реального и художественного проблема героизма и подвига в белорусской литературе. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни. Пушкин «Повести Белкина» «Выстрел»«Дубровский». Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе. Паустовский «Старик в станционном буфете». Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои. Проблема героизма и подвига в белорусской литературе «Жди меня», Гудзенко «Перед атакой», Окуджава «До свидания, мальчики. Петровых «Апрель 1942», Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о ценности человеческой жизни. Изображение человека в рассказе. Размышление о назначении художника искусства вообще. Рассказ, проблема героизма и подвига в белорусской литературе, повесть как эпические жанры. Мастерство писателя, роль художественной детали в повествовании. Смеясь сквозь слезы… 15 ч. Авторский взгляд на мир и его отображение в проблема героизма и подвига в белорусской литературе литературе. Смешное в жизни и литературе. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха», «Петух и жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей». Джером «Трое в лодке, не считая собаки» главы. Басня как литературный жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира, как средства выражения авторского отношения к изображаемому, приемы создания комического. Стихи из заветной тетради 8 ч. Отражение мира чувств человека в лирическом тексте. Для текстуального и обзорного изучения. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом. Цветаева «Домики старой Москвы», Ахматова «Цветов и неживых вещей. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз. Бродский «Ветер оставил лес. Пастернак «Никого не будет в доме. Особенности организации стихотворной речи рифма, ритм, размер, строфа. Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение. Сочинение сказки, баллады, басни, проблема героизма и подвига в белорусской литературе и др. Чтение изучение произведений — 96 ч. Развитие речи — 6 ч. Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема художественной литературы. Литературный герой и читатель. Я и мое детство 15 ч. Автобиографическая и мемуарная литература. Личность автора, ее отражение в литературе. Герцен «Былое и думы» главы. Роль отрочества в становлении личности автора. «Былое и думы» как образец мемуарной литературы. Толстой «Детство», «Отрочество» главы. Работа над собой, нравственное становление личности. История детской души в повести Цветаева «Отец и проблема героизма и подвига в белорусской литературе музей» отрывки из «Воспоминаний». Бронте «Джен Эйр» главы. Автобиографическое начало в романе. Стихи-воспоминания о детстве: Тарковский «Белый день», Цветаева «В субботу», Объективное и субъективное в литературе. Автор и его герой. Понятие о литературной традиции. Нравственные проблемы художественной литературы. Герой художественного произведения, его характер, поступки. Приемы создания характера в эпосе, драме, лирике. «Гений и злодейство» в маленькой трагедии. Грин «Алые паруса» в сокращении. Вера в прекрасное и мечта о счастье. Сотворение чуда для любимого человека. Тендряков «Хлеб для собаки». Пушкин «Дар проблема героизма и подвига в белорусской литературе, дар случайный…». Философские размышления о предназначении человека. Короленко «Слепой музыкант» главы. Истинная слепота и духовное прозрение героя. Кассиль «Ранний восход» главы. Паустовский «Жизнь Александра Грина» фрагмент. Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула» отрывки. Ранимая душа подростка, его мечты их реализация в жизни. Духовное становление человека в страшные годы войны. «Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки». Левитанский «Диалог у новогодней елки», Окуджава «Песенка о ночной Москве», Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике. Понятия «литературный герой», «характер». Герой в эпическом произведении. Речь и поступок как средство создания характера героя в эпическом и драматическом произведении. Дневник как литературная форма. Я и другие 12 ч. Нравственные основы характера литературного героя. Автор и его герой, выражение авторской позиции в художественном тексте. Шукшин «Крепкий мужик», «Слово о «малой родине». Герои Шукшина как отражение авторской системы нравственных ценностей. Интерес писателя к человеку. Алексин «Безумная Евдокия» в сокращении. Взаимоотношения личности и коллектива, педагога и учеников. Проблема пробуждения совести и проблема памяти в рассказе. Нравственные ценности в жизни героев рассказа. Стихи о смысле жизни, о поисках своего места в мире: Пушкин «Если жизнь тебя обманет. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц», Яшин «Спешите делать добрые дела», Окуджава «Прощание с новогодней елкой». Очерк как эпический жанр. Роль заглавия в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции и оценки героя. Я и мир: вечное и преходящее 18 ч. Поступок героя как проявление характера. Вечные ценности в жизни и литературе. Судьба обычного человека в тяжелое военное время. Нравственный «стержень» характера Левитанский «Ну что с того, что я там был. Влияние войны на человека — на его жизнь и внутренний мир. Айтматов «Первый учитель» в сокращении. Нравственная красота характера героя. Паустовский «Мещерская сторона» главы. Бескорыстная любовь к обыкновенной земле. Для текстуального и обзорного изучения. Стихи о вечном и преходящем: Пушкин «Зимнее утро», Высоцкий «Я не люблю», Шпаликов «Людей теряют только раз. Шекспира, стихи о любви: Пушкин проблема героизма и подвига в белорусской литературе и Вы», «На холмах Грузии», «Я помню проблема героизма и подвига в белорусской литературе мгновенье», «Признание», Лермонтов «Как небеса, твой взор блистает. », «Отчего», «Из-под таинственной холодной полумаски», Толстой «Средь шумного бала. Тютчев «Я встретил вас. Цветаева «Как правая и левая рука. Багрицкий «Ты помнишь дачу. Петровых «Назначь мне свиданье. Светлов «Все ювелирные магазины — они твои. Самойлов «Названья зим», «И всех, кого любил. Высоцкий «Баллада о любви». Композиционные приемы «рассказ в рассказе», «рассказ с обрамлением». Понятие об авторском стиле. Сравнение, контраст, метафора как средства художественной изобразительности. Лирический герой и автор лирического произведения. Сочинение на морально-этическую тему. Чтение изучение произведений — 63 ч. Развитие речи — 5 ч. Главный предмет познания в литературе. Человек как основной объект изображения в проблема героизма и подвига в белорусской литературе. Художественный образ и образность в литературе. Образное отражение жизни в искусстве. Связь художественного образа с развитием литературного процесса. Человек толпы — человек в толпе 15 ч. Реалистический взгляд художника на мир. Общество и личность, социальные отношения как объект искусства. Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя. Гоголь «Шинель» в сокращении. Протест против социального неравенства и несправедливости. Система образов в комедии. Мастерство сатирического изображения действительности. Мольер «Мещанин во дворянстве». Авторские приемы создания образа. Проблема нравственного сознания личности. Разрушительная сила воинствующего невежества. Тип литературного героя, типический характер, художественный образ, «маленький человек» в литературе. Юмор, ирония, сатира, сарказм, как средства выражения авторской позиции и как способ создания характера героя. Комедия как драматургический жанр. Проблема героизма и подвига в белорусской литературе поиск смысла жизни литературными героями. Идеал и действительность в литературе. Мечты их крушение. Осмысление героем бренности и скоротечности человеческой жизни. Ответственность героя за выбор жизненной философии. Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью. Трагедия как драматургический жанр. Рассказ как эпический жанр. Мир чувств литературного героя. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе. Изображение чувств героев в повести. Глубокое проникновение в человеческую душу. Тургенев «Стихотворения в прозе» как лирическая исповедь автора. Любовь к родине, способ ее выражения в стихотворении. Стихи о родине: Тютчев «Умом Россию не понять. Евтушенко «Идут белые снеги», Галич «Когда я вернусь. Тема Отчизны в лирике. Родина в системе ценностей героев. Саган «Здравствуй, грусть» главы. Сложность и противоречивость внутреннего мира героев. Необходимость бережного отношения к чувствам других. Довлатов «Наши» в сокращении. Развитие внутреннего мира героя. Проблема отношения человека к родине. Судьбы людей и страны. Психологизм как способ изображения внутреннего мира героев. Стихотворение в прозе как жанр. Идеалы свободы и справедливости в литературе. Субъективное и объективное начала в изображении героев. Подвиг как нравственная категория. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого проблема героизма и подвига в белорусской литературе Калашникова». Борьба Калашникова за честь семьи и справедливость. Субъективное и объективное в изображении исторических персонажей. Противопоставление мечты и действительности. Образ Мцыри в поэме. Гоголь «Тарас Бульба» в сокращении. Вольный мир Запорож-ской Сечи в изображении Гоголя. Прием контраста в изображении героев. Героический характер Тараса Бульбы. Некрасов «Мороз, Красный нос», «Русские женщины» в сокращении. Поступок героя как способ создания характера. Герой пассивный и герой действующий: Костылин и Жилин. Сервантес «Дон Кихот» главы. Дон Кихот — борец с несправедливостью или пародия на рыцаря. Национальный русский характер, героическое начало в думе. Васильев «Завтра была война» главы. Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство. Олдридж «Последний дюйм» в сокращении. Преодоление героем собственного страха и бессилия. Героический характер в литературе. Прием контраста как способ создания характера. Способы создания характера литературного героя обобщение. Соединение субъективного и объективного как основа создания художественного образа. Большой «маленький человек» 5 ч. Человек как главная ценность в мире и в литературе. Гуманистический характер художественной литературы. Горький «Симплонский туннель» из «Сказок об Италии». Великая сила маленького человека. Хемингуэй «Старик и море» в сокращении. Шаламов «Последний бой майора Пугачева». Бой героя за свое человеческое Развитие жанра сказки в литературе. Многообразие типов литературных героев. Герой — характер — образ соотношение понятий. Сочинение—обобщающая характеристика группы героев. Сопоставление различных редакций, переводов одного и того же произведения. Чтение изучение произведений — 63 ч. Развитие речи — 5 ч. Школьник, освоивший программу 5—8-го классов, имеет достаточный уровень начитанности знание текстов, имен авторов, представление о писательских биографиях проблема героизма и подвига в белорусской литературе судьбах, об основных темах русской и мировой литературы и умений навыков работы с текстами и околотекстовой информацией, чтобы быть готовым к изучению курса истории своей литературы. В основу построения программы положен хронологический принцип литература изучается в системе исторически сложившихся этапов, которые выделяются современным литературоведением. В рамках общей хронологии названы темы для монографического изучения возможен более пристальный интерес к биографии писателя, к определенному тексту и его месту в литературном процессе и тексты, которые изучаются в полном объеме. Курс нацелен на формирование целостного видения истории развития литературы от древности до современности. Программа обеспечивает завершение основного литературного образования, предполагая, что в дальнейшем возможно углубление образования для профильных гуманитарных классов и его расширение для общеобразовательных и профильных негуманитарных классов. Программа продолжает философско-гуманистическую линию отбора содержания, заложенную в 5—8-м классах. Задача курса — дать не только общее представление об истории отечественной литературы, но и показать связь героя русской литературы с особенностями исторического развития России, сменой общественных идейных течений, литературных направлений, своеобразием творческой индивидуальности писателей. В курсе выделяются отдельные тематические блоки, помогающие учащимся фиксировать этапы развития литературы. С этой целью учебный материал строится как очерки по истории русской литературы. Идет постоянное обращение к читательскому опыту школьников, проводятся параллели между литературными произведениями разных эпох. Между основной и старшей школой материал распределен следующим образом: в 9-м классе в целях предупреждения перегрузки учащихся в полном объеме читаются изучаются произведения XVIII в. В программе для 9—11 классов не выделяется раздел «Теория литературы», анализ произведений проводится на теоретико-литературной основе, сформированной в 5—8 классах. Вместе с тем в разворотах к темам осуществляется литературоведческий подход. Проблема героизма и подвига в белорусской литературе целом программа строится на концентрической основе и обеспечивает целостное представление об истории русской литературы на каждой ступени образования, различие между ними заключается в первую очередь не в круге авторов, а в рекомендуемых для чтения изучения художественных произведениях. В программу включены произведения зарубежной литературы в соответствии с «Обязательным минимумом. Основная часть произведений зарубежной литературы читается в 5—8 классах. Однако авторы считают, что в целях реализации идеи предпрофильного обучения изучение русской литературы необходимо сопровождать параллельными спецкурсами по зарубежной литературе, мировой художественной культуре и пр. Программа рассчитана на 3 ч в неделю для 9-летней основной школы и предполагает возможность выделения дополнительных часов для изучения литературы на предпрофильном уровне. Роль художественной литературы в духовной жизни человека. Взросление личности и ее читательских интересов, вкусов, пристрастий. Древнерусская литература 4 ч Начало русской литературы: время, авторство, тексты, жанры на примере фрагментов из «Повести временных лет», «Поучения Владимира Мономаха». Семь веков древнерусской литературы. Общие особенности древнерусской литературы. Жизнь древнерусских жанров в художественной литературе. «Слово о погибели Русской земли» как образец памятника древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве»: история открытия, историческая основа и проблематика. Композиция и основные сюжетные линии. Еремин о поэтике древнерусской литературы. Эпоха рассудка и Просвещения Литература XVIII в. Основные этапы развития литературы в XVI—XVII вв. Нравственные и духовные искания литературы этого периода. Зарождение гуманистических идеалов в литературе Средних веков. На пути к классицизму XVIII в. Классицизм в русской литературе. Ломоносов — филолог и поэт. «Ода проблема героизма и подвига в белорусской литературе день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 г. Ода как жанр классицизма. Роль Ломоносова в формировании русского литературного языка. Дерзость поэтической мысли Многообразие поэтиче-ских тем в творчестве Державина: «Властителям и судиям», «Памятник», «Река времен в своем стремленьи». Фонвизин — «сатиры смелый властелин». Комедия Фонвизина «Недоросль» как произведение классицизма. Идеи просветительства в комедии, идеалы Фонвизина. Судьба Карамзина — историка, писателя, общественного деятеля. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма обобщение ранее прочитанного. Общечеловеческое и вечное в повести. Лиризм и поэтичность языка. «История государства Российского» фрагмент. «Уважение к минувшему» в исторической хронике Карамзина. Становление самосознания в русской литературе Писатели начала XIX в. Особенности романтизма как литературного направления. Байрон «Ты кончил жизни путь. Два разных романтических мироощущения. Романтическое двоемирие в русской поэзии начала XIX в. Творческие судьбы Жуковского и Проблема героизма и подвига в белорусской литературе. «Невыразимое» как поэтический манифест Жуковского. Два Я лирического героя Батюшкова. Место Жуковского и Батюшкова в русской поэзии начала XIX в. Личность и судьба Грибоедова в оценке современников. История создания «Горе от ума». Комическое и сатирическое начала в пьесе. Антитеза как основа построения комедии. Особенности поэтического языка комедии. Сценическая жизнь «Горе от ума». Комедия в оценке писателей Пушкин и критиков Пушкин и его современники. Пушкин о лицейском братстве в стихотворении «19 октября» 1825. Тема свободы в лирике поэта «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Тема поэта и поэзии «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». », «Я вас любил, любовь еще, быть может. », «Мадонна» и др. Гуманизм поэта, жизнеутверждающий пафос поэзии. Путь от романтизма к реализму. Проблема героизма и подвига в белорусской литературе эпоха в романе. Нравственный идеал Проблема героизма и подвига в белорусской литературе в романе. Сложность взаимоотношений Онегина с окружающим миром. Жанровые особенности романа в стихах. Развитие понятия о реализме. Автор на страницах романа. Проблема героизма и подвига в белорусской литературе в романе общественных и эстетических идеалов поэта. Оценка творчества Пушкина Лирический герой Лермонтова, его противоречивость. Проблема героизма и подвига в белорусской литературе непокорности, вольности, бунтарства «Пророк». Размышления поэта о жизни, любви, творчестве «Три пальмы», «Молитва», «И скучно, и грустно», «Дума», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю. Роман «Герой нашего времени». Особенности композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина идейного содержания романа. Проблема героя в романе. Личность и общество, «самопознание» героя Лермонтова. Печорин и другие герои романа. Художественные особенности романа, его многоплановость. Реалистическое и романтическое начала в романе. Оценка романа русской критикой. Жанр, сюжет, герои I том. «Живая Русь» в поэме. Проблема русского национального характера в поэме. Способы создания типических характеров в поэме. Поэтика Гоголя: искусство детали, ирония, единство сатирического и лирического. Оценка поэмы русской критикой. Художественные вершины литературы середины XIX века 16 ч Особенности литературного процесса 40—60-х годов XIX в. Мир купечества в комедиях Островского. Пьеса «Свои люди — сочтемся! Двуличие и метаморфозы героев комедии. Русская критика о значении комедий Островского Поэзия середины и второй половины XIX века: Нравственные и философские искания в поэзии. Пейзажная проблема героизма и подвига в белорусской литературе любовная лирика Фета — два взгляда на мир стихи «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Осенний вечер», «Еще земли печален вид. », «Последняя любовь» Тютчева и «Это утро, радость эта. », «Учись у них — у дуба, у березы. », «Я пришел к тебе с приветом. », «На заре ты ее не буди. », «Еще весны душистой нега. Гражданственность лирики поэта стихи «Несжатая полоса», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и др. Своеобразие стиля Некрасова: сочетание гражданского пафоса и проникновенного лиризма. Обобщение ранее прочитанного: высокая оценка духовных и нравственных качеств русского человека в цикле рассказов «Записки охотника» и повести «Муму». Дневники писателя о его личности и судьбе. «Диалектика души» героев Толстого, их духовные искания. Основные критерии Толстого в оценке человека на примере трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольских рассказов» — обобщение ранее прочитанного. Человек и обстоятельства в изображении Достоевского. Тема «Униженных и оскорбленных» в творчестве Достоевского. Литература последних десятилетий золотого века 5 ч Особенности литературного процесса конца XIX века. Общее представление о художественной прозе 80-х гг. Жизнь Чехова: создание самого себя. Смешное и грустное в рассказах Чехова обобщение ранее прочитанного. Рассказ «Человек в футляре» — размышление о человеческой свободе и независимости. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа в рассказе. Золотой век русской литературы. Русская классическая литература XIX века. Страницы литературы XX века 19 ч Особенности литературного процесса начала ХХ века. Гуманистические традиции литературы XIX в. Гуманистические традиции в творчестве писателя обобщение ранее прочитанного. Любовь к России, духовная связь с родиной в творчестве Бунина. Стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги…», «Слово», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья», «Родина». Традиции русской автобиографической прозы в повести «Детство» обобщение ранее прочитанного. Романтический идеал писателя «Песня о Буревестнике». Традиции и новаторство в поэзии начала ХХ века. Поэты о себе и своем времени художественные автобиографии. Особенности мироощущения и творческой манеры каждого из поэтов на примере стихотворений Блока «О, я хочу безумно жить. », «Сумерки, сумерки вешние. Есенина «Клен ты мой опавший», «Отговорила роща золотая. Маяковского «Вам ли понять. » отрывок из трагедии «Владимир Маяковский» и ранее прочитанных стихотворений. Поэты о поэтах Маяковский «Сергею Есенину», Цветаева «Стихи к Блоку», Ахматова «Маяковский в 1913 году». Поэтическое осмысление действительности в лирике ХХ века. Великие поэтессы Проблема героизма и подвига в белорусской литературе Особенности мироощущения и творческой манеры поэтесс на примере стихотворений Ахматовой «Смятение», «Александру Блоку», «Мне голос был. », «Вижу выцветший флаг над таможней. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано. «На развалинах счастья нашего. » отрывок из «Поэмы Горы» и ранее прочитанных стихотворений. Поэт о времени и о себе автобиография. История поэмы «Василий Теркин» главы. Традиции и новаторство в поэзии Твардовского. Поиск нового героя в прозе ХХ века. Обобщение ранее прочитанных произведений герои Странные герои рассказов Проблема героизма и подвига в белорусской литературе, смысл их существования. Нравственность как основа характеров героев. Язык эпохи в рассказе. Из литературы второй половины XX века обзор и обобщение ранее прочитанного. Многообразие поэтических дарований Самобытность русской прозы, основные тенденции развития Солженицын — общественный деятель, публицист, писатель. «Краткое жизнеописание» по книге «Бодался теленок с дубом». Представление писателя о русском национальном характере. Воссоздание текста по опоре. Лингвистический анализ стихотворного текста. Выразительное чтение художественной прозы. Составление речевой характеристики героя драматического произведения. Развернутый ответ на вопрос. Сочинение—рассуждение на литературную тему. Сочинение в эпистолярном жанре. Краткое жизнеописание в публицистическом стиле. Чтение изучение произведений — 95 ч. Развитие речи — 7 ч. Современная старшая школа имеет классы разного уровня: общеобразовательные, профильные негуманитарныеуглубленного изучения предмета гуманитарные и филологические. Очевидно, что механическое проблема героизма и подвига в белорусской литературе учебного материала программы для углубленного изучения не позволяет учителю на практике продуктивно заниматься литературным образованием учащихся профильных негуманитарных и общеобразовательных классов. На выбор учителю предлагаются две программы, первая ориентирована на освоение образовательного стандарта базовый уровень и может проблема героизма и подвига в белорусской литературе в общеобразовательных и профильных негуманитарных классах; вторая программа предполагает углубленное изучение литературы профильный гуманитарный и филологический уровень. В основе программы базового уровня лежит проблемно-тематический принцип. Произведения для чтения изучения объединяются в блоки с позиции их значимости для решения той или иной общечеловеческой, эстетической, нравственной проблемы, для раскрытия определенной «вечной» литературной темы. Программа нетрадиционна по построению и содержанию. Кроме произведений из «Обязательного минимума. », что обеспечивает подготовку старшеклассников к итоговой аттестации, она включает дополнительные тексты русских и зарубежных писателей. Обращаем внимание учителя на вариативность программы: к каждой теме предлагается краткий список книг, текст для чтения изучения из числа не входящих в «Обязательный минимум. » учащийся определяет самостоятельно. Такой подход позволяет сохранить интерес к литературе у учащихся, не выбравших для себя гуманитарную линию образования, обеспечивает освоение художественного произведения как своеобразного учебника жизни, источника духовной памяти человечества. Все это требует от педагога новых подходов к уроку литературы в старшей школе. Программа рассчитана на 2 ч в неделю. Программа для углубленного изучения литературы профильный уровень представляет собой хронологический систематический курс на историко-литературной основе, который дает возможность учащимся продолжить образование в гуманитарной области. В центре внимания учащихся оказывается не только конкретный художественный текст, но и художественный мир писателя, литературный процесс. Акцент в программе делается на изучение художественного текста с использованием знаний по истории и теории литературы, с опорой проблема героизма и подвига в белорусской литературе литературную критику. В программе профильного уровня значительно расширен круг писателей, что позволит учащимся делать обобщения на литературном материале, сопоставлять художественные произведения разных эпох. При реализации программы углубленного изучения литературы учитель самостоятельно определяет глубину и путь анализа конкретного произведения, учитывая как место произведения в литературном процессе и творчестве писателя, так и возможности, потребности учащихся. Программа рассчитана на 3—5 учебных часов в неделю и предполагает поддержку различными элективными курсами по предложению школы и выбору учащихся. Обращаем внимание учителя на необходимость разработки элективного курса по зарубежной литературе в соответствии с кругом авторов, определенных стандартом, и элективного курса по литературе народов России, проблема героизма и подвига в белорусской литературе котором будет реализован национально-региональный компонент. В качестве образца построения элективного курса предлагаем в приложении проблема героизма и подвига в белорусской литературе данной программе элективный курс «Учусь работать с книгой и текстом». Проблема преемственности в литературе XIX—XX веков Золотой и Серебряный век русской литературы. Эстетические и нравственные ценности XIX века. Их переосмысление и трансформация в XX веке. Трагизм судьбы русской литературы XIX века в XX веке. Отношение к творчеству Пушкина как отражение эстетической и философской концепции писателя. «Борьба с Пушкиным» нигилистов и футуристов. Отношение к классике как к средству идеологической пропаганды. Прочтение классики под новым углом зрения. », их читают все учащиеся. Кроме этого, учащиеся читают не менее одного произведения, не входящего в «Обязательный минимум. », из каждой темы по своему выбору. Курсивом выделены тексты, которые подлежат изучению, но не включаются в «Требования к уровню подготовки учеников». Философская лирика «Погасло дневное светило. », «Элегия», «Подражание Корану», «Свободы сеятель пустынный. », «Вновь я посетил. Общие черты русской литературы XIX — XX веков. Вечные темы, традиционные проблемы. «Сквозные» образы Дон Жуан, Дон Кихот, Гамлет и др. Место русской литературы в мировом литературном процессе: ее самобытность и общие тенденции. Человек история в русской литературе. Интерес к истории в русской литературе. История как предмет изображения. Различные способы художественного изображения исторического прошлого. Вопрос о роли личности в истории. Судьба человека в определенных исторических обстоятельствах. », обязательные для чтения изучения всеми учащимися. Стихи о крестьянской Руси и Советской Родине. Народ проблема героизма и подвига в белорусской литературе интеллигенция в русской литературе. Взгляд на проблему Записки из мёртвого дома. Герои времени в русской литературе. «Лишние» и «странные» герои русской литературы. Герой и его время. Лирический герой своего времени. Студент, Дама с собачкой, Вишневый сад. «Песня последней встречи», «Сжала руки. », «Мне ни к чему одические рати. », «Мне голос был. », «Родная земля» и др. «Кто создан проблема героизма и подвига в белорусской литературе камня. », «Тоска по родине. », «Я вернулся в мой город. Тема любви в мировой литературе. «Сквозные» сюжеты в мировой литературе. Литература: «Тристан и Изольда». «Как часто, пестрою толпою окружен. », «Молитва» и др. », «Это утро, радость эта. », «Еще майская ночь. «О, как убийственно мы любим. », «Нам не дано предугадать. Тема «маленького человека» в русской литературе. Любимая тема русской литературы. Достоевского в раскрытии темы. Рассказ о семи повешенных. Один день Ивана Денисовича. Тема «сверхчеловека» в мировой литературе. Теории «сверхчеловека» в истории и литературе. Байронические мотивы в творчестве Тема потерянности человека во враждебном ему мире. Гамлеты и Дон Кихоты — трагические герои проблема героизма и подвига в белорусской литературе литературы. Человеческая сущность героев-одиночек, их незащищенность перед злом. Мотив одиночества в русской литературе начала XIX века. «Silentium», проблема героизма и подвига в белорусской литературе, «Умом Россию не понять. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь. », «В ресторане», «На железной дороге» и др. », «А вы могли бы? », «Скрипка и немножко нервно» и др. Достать чернил и плакать!. », «Во всем мне хочется дойти. Над пропастью во ржи. Образ города Петербург Достоевского и образ деревни в русской литературе. Деревня как воплощение морального идеала в русской прозе и поэзии. Проблема героизма и подвига в белорусской литературе Родины в русской литературе. Традиции гражданственности и патриотизма проблема героизма и подвига в белорусской литературе русской литературе. Стихи о крестьянской Руси и Советской Родине: «Гой ты, Русь, моя родная. », «Русь советская», «Спит ковыль. Поиски нравственного стержня как основы человеческого существования. Духовность и нравственность русской литературы, ее гуманистическое начало. Герои — носители русского национального характера. Стремление к нравственному самосовершенствованию, диалектика души героев. «Вся суть в одном единственном проблема героизма и подвига в белорусской литературе. », «Я знаю: никакой моей вины. Тема пути-дороги в русской литературе. Мотив пути и традиции духовной литературы. Путь как движение человеческой души. Путешествия героев русской литературы их духовный путь. Тема пути в творчестве Кому на Руси жить хорошо. Образ поэта-пророка в творчестве «Вчерашний день часу в шестом. Писатели конца XX века и русская классика. Классика как материал для литературной игры с читателем. Ассоциативные связи с классикой в современной литературе. «Пестель, поэт и Анна» и др. Диалог литератур XIX и XX веков связи Пушкин — Маяковский, Некрасов — Маяковский, Гоголь — Булгаков, Толстой — Шолохов и др. Русская классическая литература как ключ к решению многих нравственных, этических, эстетических, психологических, философских и других проблем современности. Главные уроки русской классики, ее современность. Вечные духовные ориентиры и нравственные проблема героизма и подвига в белорусской литературе русской классики. Роль «массовой литературы», беллетристики в жизни современного человека. Смотрите, кто пришёл… Развитие речи. ПРОГРАММА для профильных гуманитарных и филологических классов 10-й класс Древнерусская литература конца X—XVII в. Начало русской литературы: время, авторство, тексты, основные жанры. Жизнь одного из жанров в веках по выбору учителя. Литература и фольклор: соотношение, влияние. Основные черты складывающейся литературы: анонимность; полезность; прикладной характер, литературный этикет; преимущественно рукописный характер литературы. Литература Киевской Руси XI — начала XII в. Принятие христианства как импульс развития литературы. Летопись как особый жанр. Мономаха» — первая автобиография в русской литературе. «Слово о полку Игореве» — уникальное сочетание эпического и лирического начал, один из величайших памятников христианского Средневековья. «Слово о погибели Русской земли». Жанр слова в древнерусской литературе. Переход от средневековой письменности к литературе нового времени. «Домострой» — первая печатная книга на Руси. Перерождение жанра жития в биографию частного человека. «Житие протопопа Аввакума» — житие-автобиография. Развитие жанров древнерусской литературы летопись, поучение, слово, житие. Литература XVIII века обзор Первая половина XVIII века. Русское просветительство как этап становления самосознания. Русский классицизм, отличие от западного классицизма Преобладание высоких жанров, их особенности: эпическая поэма, трагедия, торжественная ода. Соседство «высоких», «низких» и «средних» жанров оды Вторая половина XVIII века. Переход от критики нравов к социальному обличению. Первая «истинно общественная комедия» Гоголь. Соединение сатиры нравов и гражданского пафоса, смешение высокого и низкого стилей в творчестве Державина «Ода к Фелице», «Видение Мурзы», «Водопад». Лирическое начало в поэзии Державина «Снигирь», «Евгению, жизнь званская»элемент автобиографии, обращение к простым радостям жизни. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Соединение сентиментализма в выборе жанра и реализма в выборе содержания. Классицизм, сентиментализм как литературные направления углубление понятий. Связь проблема героизма и подвига в белорусской литературе жанов с литературным направлением. Индивидуально-авторский стиль как понятие. Первая половина Полемика между «архаистами» и «новаторами» карамзинистами по поводу «старого» и «нового слога»: борьба между «Беседой любителей русского слова» и «Арзамасом». Батюшков как родоначальники элегической поэзии. Неудовлетворенность настоящим, проблема героизма и подвига в белорусской литературе к гармонии во внутреннем мире человека. Тяготение к проблема героизма и подвига в белорусской литературе фантастике, фольклорные мотивы, мотивы разных времен и народов баллады Гражданская поэзия «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Глинка их программа утверждение идеальных форм морали и поведения. Тяготение к традициям «просветительского классицизма» и переход к романтическому образу героя переосмысление кодекса байронизма. Басня, свободная от условностей классицизма, «здравый смысл», идущий «от жизни». «Горе от ума» — соединение классицизма и реализма: психологическая и бытовая конкретность. Злободневность содержания конфликт эпохи: передовой дворянин-интеллигент и консервативная барско-чиновничья среда. Значение комедии «Горе от ума» для формирования русского литературного языка. Основные этапы жизненного и творческого пути. Общее гуманистическое звучание его поэзии. Лицейская, послелицейская и «южная» лирика. Байроническое бунтарство «Кавказский пленник» и его преодоление «Цыганы». Черты реалистического стиля в лирике 20-х гг. «Евгений Онегин»: становление пушкинского реализма судьба современника, совмещенная с богатством картин русской жизни. », «Свободы сеятель пустынный», «Подражание Корану», «Элегия» и др. » и предназначенные для обязательного чтения изучения. Драматургия «Маленькие трагедии» — «Моцарт проблема героизма и подвига в белорусской литературе Сальери». Проза «Повести Белкина», «Капитанская дочка». Мироощущение Пушкина: единство всемирной истории и культуры. Очерк жизни и творчества писателя. Мир фантастики, гротеска на страницах книг Гоголя. Особая линия в развитии русской литературы. Романтическая мечта о прекрасном и справедливом мире «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гуманистический пафос прозы и драматургии 1832 — 1841 гг. «Невский проспект», «Шинель», «Ревизор». «Маленький человек» в изображении Гоголя. «Новый герой» эпохи в поэме «Мертвые души». Единство сатирического и лирического начал как способ проблема героизма и подвига в белорусской литературе авторской позиции. Реальность общественной жизни в поэме. Полемика Гоголя с «Выбранные места из переписки с друзьями». Своеобразие художественной манеры писателя, гуманистический и гражданский пафос творчества. Очерк жизни и творчества. Влияние эпохи на характер лирики Лермонтова. Фатальная неосуществимость идеала, самоанализ, интенсивность переживания лирика «Молитва», «Выхожу один я на дорогу. », «Как часто пестрою толпою окружен. Реалисические тенденции в прозе «Герой нашего времени»: драма активной личности, «лишний человек». Белинского и становление русской критики принципы критической оценки литературной деятельности; обоснование реалистической сущности искусства, историзм. Натуральная школа как разновидность русского реализма 40—50-х годов XIX в. Связь с творчеством Гоголя, развитие его художественных принципов. Журнал «Отечественные записки» и его авторы Романтизм как литературное направление углубление понятия. Реализм как литературное направление углубление понятия. Художественные принципы реализма гуманизм, народность, историзм, объективность и др. Жанры реалистической литературы роман, очерк, поэма, драма. Просветительская сатира как литературная форма. Литературная критика как явление на стыке художественной словесности и литературоведения. Вторая половина 50—60-е годы. Содержание новой эпохи падение крепостного права, серия реформ, развитие капиталистической экономики, процесс формирования гражданского общества, появление разночинцев. Кризис русского общества, возникновение народнического движения. Оживление журналистской деятельности и проблема героизма и подвига в белорусской литературе полемики. Становление беллетристики: «физиологический очерк» и проза Кризис русского общества и состояние литературы. Успенский «Нравы Растеряевой улицы». «Пьесы жизни» — «Гроза», «Лес». Драматургический конфликт в пьесах Островского. «Гроза» в оценке критики. Добролюбов «Луч света в темном царстве», Григорьев «После "Грозы" Островского. Тема человеческой одержимости «Бесприданница», «На всякого мудреца довольно простоты». Разнообразие человеческих характеров в пьесах Произведения из народной жизни введение в сферу художественного изображения новых пластов — быт духовенства, мещанства, российской провинции и т. Очерк жизни и творчества писателя. Тема духовной гибели в романе «Обломов». Роман «Обломов» — канонический роман 60-х годов. Место романа в трилогии. Типические характеры героев Гончарова: «лишний человек» — деловой человек. Женские характеры и судьбы. Литературная критика о романе и его главном герое Добролюбов «Что такое обломовщина», Дружинин «"Обломов"», роман Гончарова. Очерк жизни и творчества писателя. Развитие жанра проблема героизма и подвига в белорусской литературе в творчестве Романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» обзор. Роман «Отцы и дети» — о новом герое. Литературная критика о романе и его главном герое. Неоднозначное восприятие романа и образа Базарова русской литературной критикой Цикл «Стихотворения в прозе». » — роман о «новых людях». Система образов в романе, особенности композиции. Форма отражения в романе социальных идеалов Чернышевского элементы утопии. Пути развития поэзии 2-й половины XIX века. Пафос демократизма и гражданственности в русской поэзии и лирика «чистого искусства» Поэты проблема героизма и подвига в белорусской литературе, Сложность и противоречивость лирического героя Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Тема любви и природы в творчестве Фета «Это утро, радость эта. », «Шепот, робкое дыханье. Философские мотивы в поэзии », «Не то, проблема героизма и подвига в белорусской литературе мните вы, природа», «О, как убийственно мы любим. », «Нам не дано предугадать. Проникновенный характер лирики Тема родины, ее истории в творчестве поэта. Очерк жизни и творчества поэта. Гражданские мотивы лирики Некрасова «В дороге», «Поэт и гражданин», «Элегия» и др. Традиции народного песенного творчества. Художественное своеобразие поэзии лиризм, взволнованность, искренность чувств, обличительный пафос. Поэмы «Коробейники», «Мороз Красный нос»: народная жизнь в «большой литературе», слияние мира автора с миром героев «из народа». Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — народная эпопея, соединение новаторства с традициями былинной, песенной, сказочной поэтики; элементы предания, утопии, притчи. Двойственность современного облика народа, свойственные народной психологии формы поведения их контрасты: терпение и протест; спор о смысле жизни; динамика поиска ответа. Очерк жизни и творчества. Влияние личной проблема героизма и подвига в белорусской литературе на творчество писателя. Художественное своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. «История одного города» — сатирическая проблема героизма и подвига в белорусской литературе России. Протест против бесправия, покорности народа. Достоевский как художник и мыслитель. Очерк жизни и творчества писателя. Новаторская форма романа «Униженные и оскорбленные» синтез мотивов и приемов философской, психологической, социальной и «бульварной» прозы. Романы «Бесы», «Идиот» обзор. «Преступление и наказание»: образ героя и его «идеологические» отношения с миром. Система образов в романе. Многоплановость социально-психологического колорита в романе. Полифония, диалогизм романа Достоевского. Роман в оценке русской критики Страхов «Преступление и наказание». Литературная и общественная деятельность. Идейные искания их отражение в творчестве писателя. «Война и мир»: искусство «диалектики души», связь частной жизни и судьбы народов, реальные исторические события и духовные искания вымышленных героев. Отражение философской концепции Толстого в романе. Интерес к духовным проблемам личности, трагизм ситуации разлада с другими. История любви на фоне жизни русского общества, интерес к проблема героизма и подвига в белорусской литературе в человеке, естественное и духовное, принципиальная новизна поэтики. Усиление социального начала в реализме Толстого на примере романа «Воскресение». Отказ общественного сознания от революционных народнических иллюзий. Эволюция народнической литературы в сторону летописной объективности изображения народной жизни Гаршина «Красный цветок» и Короленко поэтизация трагического героизма, аллегоризм, монологизм. Типы людей «из народа» интеллигентской среды — «Чудная». Объективное художественное исследование жизни и поэзия надежд и устремленности в будущее в «Сне Макара». Очерк жизни и творчества. Ранние юмористические рассказы: лаконизм языка, емкость художественной детали. Новые формы совмещени объективного и субъективного, существенного и второстепенного, характерного и случайного. Драматургия: «Три сестры», «Вишневый сад». Новая структура драматического действия. Отказ от оценочной иерархии. Лиризм и психологизм пьес Чехова. Развитие жанров реалистической литературы роман, рассказ, сказка, стихотворение в прозе, поэма. Психологизм, диалогизм, полифония, проблема героизма и подвига в белорусской литературе как способы изображения внутреннего мира героев. Развитие драмы как литературного рода. Наполнение школьного компонента учебного плана в условиях предпрофильного обучения определяет, как правило, специфика конкретного образовательного учреждения. Однако в современных условиях представляется общезначимым выделение такого межпредметного курса, который призван обеспечить овладение учащимися способами читательской деятельности. Научить школьника самостоятельно работать с книгой, добывать знания, находить в тексте информацию проблема героизма и подвига в белорусской литературе уровня фактуальную, подтекстовую, концептуальную использовать ее — такова цель данного курса. Способами читательской деятельности учащиеся, которые занимаются по нашему непрерывному курсу с 1-го класса, овладевают уже в начальной школе. В соответствии с нашей программой «Чтение и начальное литературное образование» 1—4 проблема героизма и подвига в белорусской литературе, которая рекомендована МО РФ, в течение 4-х лет у учащихся формируется правильный тип читательской деятельности в соответствии с определенной технологией авт. Суть ее в том, что они учатся самостоятельно осваивать литературное произведение до начала чтения, во время чтения и после чтения: предполагать содержание текста по имени автора, заглавию, иллюстрации и ключевым словам, самостоятельно читать текст про себя в режиме «медленного чтения» и «диалога с автором» задавать вопросы автору по ходу чтения, искать ответы на них, проводить самоконтрольанализировать текст на доступном уровне, формулировать основную мысль, самостоятельно делить текст на части, составлять план, пересказывать и т. Таким образом, элективный курс «Учусь работать с книгой и текстом» для тех «наших» учащихся, проблема героизма и подвига в белорусской литературе его выберут, подержит и углубит все эти читательские умения. Значимость владения рациональными способами чтения и работы с книгой для успешного обучения современных школьников их дальнейшей социализации очевидна. Однако практика свидетельствует, что лишь небольшая часть учащихся умеет читать и работать с книгой осмысленно. Высокий уровень читательской культуры предполагает сформированность следующих познавательных умений: 1 выделять в тексте главное; 2 использовать «свернутые» записи заметки, тезисы, конспекты и др. Формирование функционально грамотного читателя предполагает целенаправленное обучение навыкам работы с учебной и художественной литературой. Очевидно, что данный курс можно предложить как учащимся основной, так и старшей ступени обучения в зависимости от возможностей учебного плана и образовательной программы школы. Количество часов и практическое наполнение курса также должны определяться образовательным учреждением самостоятельно. Каждая тема программы может быть рассмотрена на различных художественных текстах, которые учитель выбирает по своему усмотрению. Вместе с тем авторы предлагают в качестве рекомендаций определенные тексты, они указаны в скобках. На пути к книге. Поиск книги в библиотеке. Систематический и алфавитный каталоги. Заполнение требований на книгу. Начало работы с книгой. Выходные данные книги, ее справочный аппарат. Примечания, комментарии, указатель имен, списки сокращений, списки использованной литературы и пр. Назначение аннотации, ее структура, содержание. Роль фронтисписа иллюстраций в книге. Работа с книгой до чтения. Виды заголовков: заголовок-тема, заголовок-основная мысль, заголовок-символ, заголовок-жанр. Заголовок и авторская позиция. Заголовок и содержание книги. Роль эпиграфа в художественном и научном тексте. Эпиграф и главная мысль. Прямое иносказательное выражение главной мысли в эпиграфе. Осмысление эпиграфа до и после чтения. Эпиграфы оценочные, эмоциональные, проблемные. Пушкин «Капитанская дочка», 9-й кл. Пушкин «Евгений Онегин» и др.

  Комментарии к новости 
 Главная новость дня Главная новость дня 
Минск восточный адрес жд
Препараты для лечения кондилом
Понятие и виды должностного лица
Каталог квадроциклов все модели
Мюзик холл схема зала
Эмпауэр инструкция по применению
Где находится город керчь
Схемы сверхрегенеративных приёмников
Нить лавсановая для прошивки документов
 
 Эксклюзив Эксклюзив 
Типовая технология работы с документами
Инструкция по эксплуатации canon mf3010
Кабина мтз 80 старого образца
Стих м ю лермонтова парус
Autocad mep 2014 руководство пользователя
Вентилятор накладной с обратным клапаном
Гранд ривер на магистральной расписание